Среда
08-Мая-2024
02:53
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • БОЛЬШЕКРАСНОЯРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

    Интеграция учебных предметов как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.

     Ежедневно приходя на уроки, мы видим, что у детей теряется интерес к учению. В настоящее время существует много научной и методической литературы, посвящённой вопросам формирования интереса к учению. Одним из средств, формирующих интерес к учебному предмету, является интеграция. С раннего детства у ребёнка формируется целостная картина мира. С приходом в школу эта целостность нарушается, т.к. ребёнок начинает изучать различные предметы.

         Это помогло мне определить тему по самообразованию «Интеграция учебных предметов как средство активизации познавательной деятельности младших школьников», над которой  я работаю на протяжении четырёх лет.

         Выбрав эту тему, я поставила цель: определить зависимость между активизацией познавательной деятельности и интеграцией учебных предметов. В педагогике под интеграцией понимают «объединение вокруг одной темы материала нескольких предметов».

         Работа по теме началась с изучения состояния данного вопроса в психологической и педагогической литературе.

           В.А.Сухомлинский считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».             

          Анализ программ по разным учебным предметам показал, возможность эффективно использовать процесс интеграции в обучении.  Составляя календарное планирование, я продумываю и включаю в него интегрированные уроки.    

          Изучение влияния интеграции на развитие познавательной  деятельности начала с исследования уровня развития внимания, памяти и мышления младших школьников. Анализ результатов показал, что у 2 учащихся из 15 уровень развития высокий, у 8 – средний, у 5 – низкий. Для выявления уровня развитости интереса к предметам была использована методика «Цветное расписание». Из 10 предложенных предметов урок музыки занял первое место, математики – 3-е, природоведения– 8-е, русского языка – 7-е место.

         Одной из причин таких результатов явилось отсутствие интереса к процессу обучения. Я убедилась, что необходимо использовать методы и приёмы, позволяющие доступно и интересно объяснять и закреплять материал, разнообразить формы проведения уроков.

          Одна из таких форм – интеграция учебных предметов. Были разработаны и проведены уроки:

    - Путешествие по сказкам А.С.Пушкина (интегрированный урок по русскому языку, чтению, музыке и изо);

    - Про воду (русский язык, природоведение);

    -Волшебное лекарство (А.И.Куприн «Слон»; чтение, музыка);

    - Разнообразие животных (математика, природоведение);

    - Охрана природы (природоведение, чтение) и др.

         На таких уроках наблюдается высокая активность работы, её самостоятельность, ребята чувствуют себя комфортно, что способствует развитию творческих способностей. На уроке «Виды транспорта» (ОБЖ, технология) был коллективно написан такой стих:

            Мы дружно работали, долго трудились,

            Машины такие у нас получились.

            Трактор, чтоб поля пахать, сеять и бороновать.

            Вот машина грузовая, урожай везёт она,

            Чтобы хлеб попал в дома.

            На машине легковой едет дядя деловой.

            Это наш агроном, знает он обо всём.

         Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. Изучая зимующих птиц, учащиеся приходят к выводу, что «птицам страшен не холод, а голод» и приступают к изготовлению кормушек, работая в группах.

    Читая сказки А.С.Пушкина, замечают, что во всех названиях имена существительные употреблены в именительном и предложном падежах, слушают «Полёт шмеля», «Три чуда»  (Римского-Корсокого), работают с репродукцией Врубеля «Лебедь», иллюстрируют любимые эпизоды «Сказки о царе Салтане…».

    Путешествуя по карте полушарий, читают домашние мини-сочинения «Какой я представляю нашу планету». Звучит космическая музыка «Спейс» Д.Маруани «Волшебный полёт» и астронавты отправляются в космическое пространство, знакомятся с историей появления географической карты, исполняют песню о России.

    При изучении темы «Судьба природы – наша судьба» четвероклассники изготавливают буклет. К уроку они готовят загадки о редких животных, статьи из энциклопедий, заметки из газет, журналов.      

         Практика показала, что хорошо интегрируются такие уроки: уроки обучения грамоте; чтение, изо и музыка; чтение и русский язык; со всеми предметами – природоведение.  

         Проведённые уроки показали, что интегративный подход в обучении существенным образом влияет на активизацию познавательной деятельности, а значит и на развитие младших школьников.   Дети любят и ждут эти уроки.

    После проведения ряда уроков я  повторила методики                                                                    исследования уровня развития внимания, памяти и мышления младших школьников. У 5 учащихся из 15 выявлен высокий уровень развития, у 7 – средний, у 3 – низкий. Анализ результатов методики «Цветное расписание» показал,  что исчезли чёрные дорожки, а это значит у детей возрос интерес к обучению.

         Уверена, за интеграцией обучения будущее. Такие уроки имеют определённые преимущества для учащихся:

    - повышают мотивацию, формируют познавательный интерес;

    - способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон;

    - способствуют развитию, в большей степени, чем обычные уроки,               эстетического восприятия, внимания, памяти, мышления.

         Результат проведения интегрированных уроков:

    - активизация познавательной деятельности младших школьников;

    - повышение уровня знаний;

    - развитие творческой деятельности уч-ся.

         На районной олимпиаде младших школьников в 20007 уч. г.

    заняли призовые места:

         Григорьева Варя – 2 место (математика);

         Мирюгина Маша – 2 место (природоведение).