Интеграция учебных
предметов как средство активизации познавательной деятельности младших
школьников.
Ежедневно приходя на уроки, мы видим, что у детей теряется
интерес к учению. В настоящее время существует много научной и методической литературы,
посвящённой вопросам формирования интереса к учению. Одним из средств,
формирующих интерес к учебному предмету, является интеграция. С раннего детства
у ребёнка формируется целостная картина мира. С приходом в школу эта
целостность нарушается, т.к. ребёнок начинает изучать различные предметы.
Это помогло мне
определить тему по самообразованию «Интеграция учебных предметов как
средство активизации познавательной деятельности младших школьников», над которой я работаю на протяжении четырёх лет.
Выбрав эту тему, я поставила цель:
определить зависимость между активизацией познавательной деятельности и
интеграцией учебных предметов. В педагогике под интеграцией понимают
«объединение вокруг одной темы материала нескольких предметов».
Работа по теме
началась с изучения состояния данного вопроса в психологической и
педагогической литературе.
В.А.Сухомлинский считал, что в окружающем
мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открыть
его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».
Анализ программ по разным учебным
предметам показал, возможность эффективно использовать процесс интеграции в
обучении. Составляя календарное
планирование, я продумываю и включаю в него интегрированные уроки.
Изучение влияния
интеграции на развитие познавательной
деятельности начала с исследования уровня развития внимания, памяти и
мышления младших школьников. Анализ результатов показал, что у 2 учащихся из 15
уровень развития высокий, у 8 – средний, у 5 – низкий. Для выявления уровня
развитости интереса к предметам была использована методика «Цветное
расписание». Из 10 предложенных предметов урок музыки занял первое место,
математики – 3-е, природоведения– 8-е, русского языка – 7-е место.
Одной из причин
таких результатов явилось отсутствие интереса к процессу обучения. Я убедилась,
что необходимо использовать методы и приёмы, позволяющие доступно и интересно
объяснять и закреплять материал, разнообразить формы проведения уроков.
Одна из таких форм – интеграция учебных
предметов. Были разработаны и проведены уроки:
- Путешествие по сказкам А.С.Пушкина (интегрированный урок по
русскому языку, чтению, музыке и изо);
- Про воду (русский язык, природоведение);
-Волшебное лекарство (А.И.Куприн «Слон»; чтение, музыка);
- Разнообразие животных (математика, природоведение);
- Охрана природы (природоведение, чтение) и др.
На таких уроках
наблюдается высокая активность работы, её самостоятельность, ребята чувствуют
себя комфортно, что способствует развитию творческих способностей. На уроке
«Виды транспорта» (ОБЖ, технология) был коллективно написан такой стих:
Мы дружно работали, долго трудились,
Машины такие у нас получились.
Трактор, чтоб поля пахать, сеять и бороновать.
Вот
машина грузовая, урожай везёт она,
Чтобы хлеб попал в дома.
На машине легковой едет дядя деловой.
Это наш агроном, знает он обо всём.
Интеграция
способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт
переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. Изучая
зимующих птиц, учащиеся приходят к выводу, что «птицам страшен не холод, а
голод» и приступают к изготовлению кормушек, работая в группах.
Читая сказки А.С.Пушкина, замечают, что во всех названиях
имена существительные употреблены в именительном и предложном падежах, слушают
«Полёт шмеля», «Три чуда» (Римского-Корсокого), работают с репродукцией
Врубеля «Лебедь», иллюстрируют любимые эпизоды «Сказки о царе Салтане…».
Путешествуя по карте полушарий, читают домашние
мини-сочинения «Какой я представляю нашу планету». Звучит космическая музыка
«Спейс» Д.Маруани «Волшебный полёт» и астронавты отправляются в космическое
пространство, знакомятся с историей появления географической карты, исполняют
песню о России.
При изучении темы «Судьба природы – наша судьба»
четвероклассники изготавливают буклет. К уроку они готовят загадки о редких
животных, статьи из энциклопедий, заметки из газет, журналов.
Практика
показала, что хорошо интегрируются такие уроки: уроки обучения грамоте; чтение,
изо и музыка; чтение и русский язык; со всеми предметами – природоведение.
Проведённые уроки
показали, что интегративный подход в обучении существенным образом влияет на
активизацию познавательной деятельности, а значит и на развитие младших
школьников. Дети любят и ждут эти уроки.
После проведения ряда уроков я повторила методики
исследования уровня развития внимания, памяти и мышления младших
школьников. У 5 учащихся из 15 выявлен высокий уровень развития, у 7 – средний,
у 3 – низкий. Анализ результатов методики «Цветное расписание» показал, что исчезли чёрные дорожки, а это значит у
детей возрос интерес к обучению.
Уверена, за интеграцией
обучения будущее. Такие уроки имеют определённые преимущества для учащихся:
- повышают мотивацию, формируют познавательный интерес;
- способствуют формированию целостной научной картины мира,
рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон;
- способствуют развитию, в большей степени, чем обычные
уроки, эстетического восприятия,
внимания, памяти, мышления.
Результат проведения интегрированных уроков:
- активизация познавательной деятельности младших
школьников;
- повышение уровня знаний;
- развитие творческой деятельности уч-ся.
На районной
олимпиаде младших школьников в 20007 уч. г.
заняли призовые места:
Григорьева Варя –
2 место (математика);
Мирюгина Маша – 2
место (природоведение).
|